Skip to main content

Вопрос о гражданском браке - «Психологическая газета»


Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов на встрече с участниками православного сообщества «OrthodoxBRO» сказал: «У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: у меня гражданский брак». Также священнослужитель отметил, что в России замужних женщин якобы на миллионы больше, чем женатых мужчин. «Как так может быть? Да очень просто: те мужчины, про которых говорят, что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временная утеха», – объяснил он. Высказывание священнослужителя вызвало резонанс в обществе.

«Психологическая газета» попросила Михаила Михайловича Решетникова, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук, профессора, прокомментировать ситуацию.

Как Вы считаете, существует ли тенденция у мужчин в незарегистрированном браке считать себя свободными, а у женщин – считать себя замужними?

Мужчины, живущие в незарегистрированном браке, особенно, если он краткосрочный и окончательное решение пока даже не обсуждается, склонны считать себя свободными, и очень редко именуют своих ситуационных или временных «половин» женами. А девушки, наоборот, уже через год совместного проживания обычно (чаще только в общении с подругами) начинают использовать термин «мой муж». Это психологический феномен: статус замужней женщины остается более привлекательным и более высоким, чем тот, к которому их обычно относят в полицейских сводках – «сожительница». Возможно, при переписи населения такие мужчины и женщины по-разному характеризовали свое семейное положение. Вторая причина – отсутствие национально и регионально адаптированного законодательства. Насколько помню, в одном из наших регионов в свое время был принят республиканский закон, позволяющий иметь несколько жен. Закон тут же отменили решением федерального центра. Я это оцениваю, как некую страусиную позицию: многоженство в этом регионе, да и в некоторых других, как было, так и существует. Напомню также, что несколько лет назад по Питерскому телевидению было интервью с несколькими питерскими девушками (в том числе – этническими русскими), которые добровольно приняли ислам и стали вторыми и третьими женами – и не где-то там далеко, а в родном Петербурге. Не знаю, как сложилась их судьба, но все они были довольны своими незарегистрированными браками, заботой мужей, своими детьми, материальными и жилищными условиями.

В школах уже давно ввели сексуальное воспитание, но школа почти утратила функцию духовного воспитания. В итоге молодые люди в ряде случаев путают любовь и секс. Это, безусловно, взаимодополняющие сферы человеческих отношений, но ни в коей мере не синонимы. Любовь может быть и без секса; а про секс без любви можно было бы даже не упоминать, если бы его доступность не стала в последние десятилетия запредельно высокой. И это еще один фактор, не способствующий брачным отношениям.

Семья немыслима без любви, а любовь имеет множество форм и проявлений. Любят не за что-то, а просто так, чаще всего не имея возможности даже самому себе объяснить – за что? Если любишь за что-то – это уже другая любовь, я бы сказал – условная. И таких условных «любовей» становится все больше, потому что у него или у нее есть квартира, потому что есть бизнес, потому что есть связи и т.д. Есть еще одно относительно новое явление: брачного партнера стали выбирать (с надеждой, что «стерпится-слюбится») из представителей своего сословия. Звучит необычно, но сословное деление в российском обществе как-то незаметно состоялось, хотя и не признается официально.

Но как раз эта «условная любовь» оказывается наиболее уязвимой, как только она сталкивается с реальной любовью, которая, как писали поэты, «нечаянно нагрянет». И тогда уже ничто не может остановить – ни длительность брака, ни наличие общей собственности или общего бизнеса и детей.

Полностью статью можно прочитать на сайте «Психологическая газета»: